Маршрут 3 к.с. Заполярье, Август 2015 г.

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: полуострова Кольский, Средний, Рыбачий, Немецкий
Категория сложности похода: 3 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  5627
Сроки проведения: 01.08.15 — 15.08.15
Руководитель маршрута: Тупикин Ю.А.

Подробная нитка маршрута:

г.Москва – г.Ярославль – г.Вологда – Ферапонтово – Липин Бор – г.Вытегра – Андом Гора – г.Пудож – Челмужи – г.Повенец – г.Медвежьегорск – Масельгская – Волдозеро – Пушной – Лоухи – Тэдино – г.Зеленоборский – г.Кандалакша – Полярные Зори – г.Мончегорск – г.Оленегорск – г.Мурманск – р.Западная Лица – Новая Титовка – хр. Муста-Тунтури – п-ов Средний – п-ов Рыбачий – г.Печенга – г.Лиинахамари – п-ов Немецкий – г.Мурманск – г.Оленегорск – г.Мончегорск – Полярные Зори – г.Кандалакша – г.Зеленоборский – Тэдино – Лоухи – г.Кемь – Пушной – Волдозеро – Масельгская – Гирвас – г.Шуя – Матросы – Лодейное Поле – г.Сясьстрой – г.Санкт -Петербург – г.Москва

  1. График движения по маршруту
День пути Дата Участок пути

Длина

пути,

км

Метеоусловия
1 01.08.15 Москва – Ферапонтово 669 Дождь +19
2 02.08.15 Ферапонтово – Андом Гора 303 Ясно +22
3 03.08.15 Андом Гора – Уросозеро 380 Облачно +19
4 04.08.15 Уросозеро – Мурманск 764 Облачно +22
5 05.08.15 Мурманск – р.Титовка 145 Пер.Обл. +20
6 06.08.15 р.Титовка – п-ов Средний (Батарея Поночевного) 41 Туман +15
7 07.08.15 п-ов Средний (Батарея Поночевного) – мыс Кекурский 75 Туман +14
8 08.08.15 Мыс Кекурский – Хребет Муста Тунтури 73 Ясно +21
9 09.08.15 Хребет Муста Тунтури – Мурманск 208 Туман +17
10 10.08.15 Мурманск – п-ов Немецкий 200 Ясно +20
11 11.08.15 п-ов Немецкий — Териберка 293 Пер.Обл. +23
12 12.08.15 Териберка – Пальвозеро 973 Дождь +25
13 13.08.15 Пальвозеро 0 Ясно +19
14 14.08.15 Пальвозеро – Санкт Петербург 563 Ясно +21
15 15.08.15 Санкт Петербург – Москва 940 Ясно +22

ИТОГО: 5627 км

Сведения о районе прохождения маршрута

Краткие сведения о местности:

Полуостров Средний — полуостров на севере России. Административно входит в Печенгский район Мурманской области. Омывается Баренцевым морем. Соединяет материк и полуостров Рыбачий. Рельеф полуострова представляет собой плато, круто обрывающееся к морю. Плато сложено глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Высота до 334 м. Тундровая растительность. У побережья полуострова море благодаря тёплому Нордкапскому течению круглый год не замерзает. Прибрежные воды богаты рыбой (сельдью, треской, мойвой и др.). Рядом с полуостровом находятся Айновские острова, часть Кандалакшского заповедника.

Полуостров Рыбачий — полуостров на севере России. Административно входит в Печенгский район Мурманской области. Омывается Баренцевым морем и Мотовским заливом. Представляет собой плато, круто обрывающееся к морю. Плато сложено глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Наивысшая точка — гора Эйна, 299 м. Тундровая растительность. У побережья полуострова море благодаря тёплому Нордкапскому течению круглый год не замерзает. Прибрежные воды богаты рыбой (сельдью, треской, мойвой и др.). К югу от полуострова расположен полуостров Средний. С севера в полуостров вдаётся на 3,5 километра относительно крупный залив — Зубовская губа. На полуострове расположены 3 населённых пункта: Зубовка, Цыпнаволок и Вайда-Губа.

Полуостров Немецкий (ранее Нурменсаари) — полуостров в Мурманской области России. Немецкий полуостров находится на Мурманском побережье Баренцева моря в 1 км от выхода из губы Печенга, и разделяет Малонемецкую Западную и Малонемецкую Восточную бухты. Соединён с материком узким перешейком (230 м). Длина — 1,7 км. Ширина — до 700 м. На полуострове находятся мысы Ристиниеми и Кяскюниеми. На полуострове несколько небольших озёр и ручьев. Центр полуострова заболочен. Рельеф полуострова преимущественно скалистый. Высочайшая точка 42,8 м. В море близ полуострова встречаются подводные и надводные камни. Растительность скудная, тундровая. Фауну моря близ полуострова представляют различные виды рыб, крабы, морские ежи и др. Рядом с полуостровом глубины моря до 24 м. В центре полуострова есть пещера.

Кольский полуостровполуостров на северо-западе Европейской части России, в Мурманской области. Омывается Баренцевым и Белым морями. Площадь около 100 тыс. км² В западной части располагаются горные массивы Хибины (высота до 1200 м) и Ловозерские тундры (высота до 1120 м). На севере — тундровая растительность, южнее лесотундра и тайга. Кольский полуостров расположен на крайнем севере России. Почти вся территория расположена за Северным полярным кругом. Западной границей Кольского полуострова принимается меридиональная впадина, проходящая от Кольского залива по долине реки Кола, озеру Имандра и реке Ниве до Кандалакшского залива

Цель маршрута, идеология

Основная цель маршрута – посещение мест сражений во время Великой Отечественной войны в Заполярье, почтить память погибших воинов, героев.

Мурманск – посещение с экскурсией атомного ледокола Ленин, осмотр достопримечательностей города (Памятник защитникам Заполярья, Мемориал погибшим воинам в мирное время, Абрам мыс).

Полуостров Средний — На полуострове в июле 1941 года были остановлены немецкие войска. В октябре 1944 года войска 14-й армии и Северного флота разбили 20-ю горную армию немцев. В память о событиях Великой Отечественной войны здесь установлен памятник и обелиск советским воинам, павшим в годы войны. Посещая эти места можно прикоснуться к истории, своими глазами увидеть следы боёв, которые до сих пор сохранились по всему Среднему и Рыбачьему, посетить музей обороны Среднего и Рыбачьего на Муста Тунтури.

Полуостров Рыбачий — Во время Великой Отечественной войны непосредственно на полуостровах Рыбачий и Средний боёв не было. После неудачного наступления на г. Мурманск в 1941 г., на лето 1942 года была запланирована операция «Луг» по захвату полуостровов Рыбачий и Средний, однако в 6-ти километрах от старого п. Большое Озерко враг был остановлен и эта линия фронта осталась неизменной до окончания боевых действий в Заполярье, а на самом полуострове Рыбачий находится пограничный знак № 1, единственный сохранившийся на западной Государственной Границе СССР. Однако в прибрежных водах проходили ожесточённые бои между советскими и немецкими войсками, чему можно убедиться, посетив полуострова. Следы войны сопровождают вас по всему маршруту.

Полуостров Немецкий — На полуострове во время Великой Отечественной войны располагалась немецкая 150-мм артиллерийская батарея, которая прикрывала подход с моря к финскому Лиинахамари. В батарее находилось несколько стационарно установленных корабельных орудий, подземные сооружения и казармы. После войны здесь расположилась уже советская огневая точка, а в 1990-х и она была частично разобрана. Сейчас полуостров активно используется дайверами и диггерами. Корабельные орудия, подземные сооружения и казармы существуют на полуострове по сей день, поэтому нам очень хотелось посетить их и увидеть собственными глазами.

Также, по ходу маршрута были запланированы другие интересные места, которые описаны в разделах Техническое описание маршрута, Литературная часть, достопримечательности и т.д.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Название Категория трудности Характеристика препятствия
перевал Перевал от реки Большая Титовка до Пьяного ручья Опасная, не асфальтированная, каменистая дорога с обрывами по сторонам
Разрушенный мост Разрушенный мост на старой Немецкой дороге по дороге с п-ова Средний в г.Печенга   Разрушенный мост приходится объезжать через овраг, камни, спуск/подъём
брод Брод в районе г.Печенга по пути с п-ова Средний в г.Печенга по старой Немецкой дороге   Глубина брода при низкой воде 0,8 м, при высокой воде 3,3 м. Для прохождения требуется ожидать отлив
брод Брод в районе г.Лиинахамари по пути на п-ов Немецкий   Брод глубиной 0,7 м по дну озера с опасным обрывом глубиной 4 м
перевал Крутой спуск/подъём на перевале по пути из г.Лиинахамари на п-ов Немецкий   Каменистый уклон, примерно 30̊, со стекающей по нему водой. Требуется максимальная внимательность и концентрация при прохождении препятствия. Прохождение должно выполняться на пониженной передаче.

Техническое описание маршрута

Первая часть маршрута пролегала по федеральным трассам (до г.Мурманск), за исключением мест стоянок для подъезда к которым приходилось съезжать с дорог. Покрытие дорог различного качества, от отличных, до не очень хорошего качества (в основном в Вологодской области). Загруженность трасс – средняя. Ремонт дороги по маршруту встречается на участках от г.Вологда до г.Медвежьегорск, а также на трассе Кола в районе г.Кемь. Расстояния между городами и населёнными пунктами при движении от г.Вологды до г. Медвежьегорска, а затем от г.Медвежьегорск до г.Мурмаск довольно большие, поэтому необходимо позаботиться о запасе топлива, расходных материалов и запчастей, т.к. в случае поломок могут возникнуть некоторые проблемы.

  • День 1 (01.08.2015) Москва – Ферапонтово. Стоянка в Ферапонтово. До Ферапонтово можно добраться по дорогам общего пользования. Маршрут идёт через Ростов, Ярославль, Вологду. До Вологды дорога отличного качества, после Вологды – удовлетворительного. Для того, чтобы попасть к первому месту стоянки на берегу озера пришлось пробираться через лес, по лесной дороге. Пришлось прибегнуть к помощи лебёдки.

 

  • День 2 (02.08.2015) Ферапонтово – Андом гора. Стоянка на Андом горе. До места ночлега передвигались по дорогам общего пользования с удовлетворительным покрытием. Далее, после г.Вытегра, поворот с трассы налево, в сторону Исаково. Двигаемся по дороге до базы МЧС, далее асфальт кончается, и по побережью Онежского озера двигаемся по грейдеру до населённого пункта Ольково. Лагерь разбили на отвесном берегу Онежского озера. Сложностей с преодолением каких-либо препятствий в этот день не возникло.

 

  • День 3 (03.08.2015) Андом гора – Уросозеро. Двигались по дорогам общего пользования. Заехали в г.Медвежьегорск, а далее выехали на отличного качества трассу Кола. Пришлось немного покататься по лесу в поисках удачного для стоянки места, но дороги были сухие и поэтому проблем не возникло.
  • День 4 (04.08.2015) Уросозеро – г.Мурманск. Перегон в Мурманск. Традиционно остановились набрать воды в роднике у Чёрной речки и сфотографироваться возле стелы Полярный Круг. Передвижение по трассе Кола.
  • День 5 (05.08.2015) г.Мурманск – р.Большая Титовка. Прогулки по городу, пополнение запасов топлива и припасов, отправляемся в сторону п-ова Средний. Проехали КПП, свернули с трассы Кола в сторону Рыбачьего, далее идёт грейдер и асфальт начнётся уже не скоро. Заночевали на берегу р.Большая Титовка, недалеко от Новой Титовки.

 

  • День 6 (06.08.2015) р.Титовка – п-ов Средний (Батарея Поночевного). По всему п-ову Средний и Рыбачий, как таковых дорог нет. Есть грейдеры, грейдеры с плохим покрытием, грейдеры с огромными камнями и броды. После ночлега нам пришлось преодолевать перевал от Большой Титовки до Пьяного ручья, затем добрались до хребта Муста Тунтури.

 

  • День 7 (07.08.2015) п-ов Средний (Батарея Поночевного) – мыс Кекурский. Сильный туман. Посетили Батарею Поночевного, скалы Два Брата. Через Большое Озерко въехали на п-ов Рыбачий, добрались до мыса Немецкий, далее добрались до мыса Кекурский. Недалеко от Кекурского остановились на ночлег. На дороге много камней, приходится преодолевать броды различной глубины от 0,2 м до 0,8 м.

 

  • День 8 (08.08.2015) Мыс Кекурский – Хребет Муста Тунтури. Дороги также грунтовые, грейдеры, большие камни. Стало попадаться много луж, речушек и озёр, которые мы вынуждены проходить в брод. Погода относительно хорошая, в дождливый период, говорят, броды бывают достаточно серьёзные.

 

  • День 9 (09.08.2015) Хребет Муста Тунтури – Мурманск. Выдвинулись в сторону старой Немецкой дороги. Дорога соединяет п-ов Средний с г.Печенга. На дороге нам пришлось преодолевать и броды, и полуразрушенный мост, и каменные завалы. Буквально в самом конце (оставалась пара километров до Печенги) перед нами предстал брод, который нельзя было взять с ходу из-за глубины, пришлось ждать несколько часов, чтобы вода отступила. Взяв брод направились в Мурманск по трассе Кола.

 

  • День 10 (10.08.2015) Мурманск – п-ов Немецкий. Печенга, пограничный пост, Лиинахамари. Далее дорога ведёт к порту, и уже в порту уходит в верх на сопки. Начали забираться вверх по дороге, ведущей к п-ову Немецкий. Преодолели брод по озеру, добрались до крутого спуска вниз, по которому стекают ручьи.

 

  • День 11 (11.08.2015) п-ов Немецкий – Териберка. Катером нас забросили на п-ов Немецкий, на автомобиле туда не добраться. На п-ове остатки немецкой батареи, пещеры, ДОТы и разные укреп сооружения. Обратно возвращались пешком через перевал. Немного передохнув, выдвинулись далее по маршруту. Забрались на горку с водопадом, преодолели брод. Следующая ночёвка планировалась в Териберке. От трассы до самой Териберки асфальта нет, на протяжении 40 км идёт грейдер.

 

  • День 12 (12.08.2015) Териберка – Пальвозеро. После Териберки был большой перегон в 800 с лишним км до Пальвозера, там и заночевали уже к утру.

 

  • День 13 (13.08.2015) Пальвозеро. Дневка на Пальвозере
  • День 14 (14.08.2015) Пальвозеро – Санкт Петербург. К сожалению, время уже совсем не осталось, было принято решение двигаться в Санкт Петербург. По пути посетили вулкан Гирвас и водопад Кивач. Движение выполнялось по дорогам общего пользования с хорошим по качеству покрытием.

 

  • День 15 (15.08.2015) Санкт Петербург – Москва. Немного погуляв по центру Санкт Петербурга, выезжаем и держим путь домой. Движение производилось по Ленинградскому шоссе. В районе Вышнего Волочка открыт объездной участок с отличным дорожным покрытием. Минус лишь в том, что на протяжении всего нового участка (порядка 30 км) нет ни заправок, ни кафе, ни магазинов. Стоит учесть этот момент. В 04:00 16.08.2015 мы добрались до дома.

Литературная часть, достопримечательности и т.д.

 

В этом году мы уже во второй раз посетили Кольский п-ов, г.Мурманск, запланировали посетить п-ов Средний, п-ов Рыбачий, п-ов Немецкий. Первая наша попытка была совершена в 2012 г., полуострова нам так и не покорились, у нас не было для этого должной подготовки, да и автомобиль не соответствовал суровым северным условиям. Теперь же, мы знали куда едем, и что нас ожидает, подготовили туристическое снаряжение и продовольствие для автономного проживания в течение двух недель.

  • День 1 (01.08.2015) Москва – Ферапонтово. Старт в 6:50, общий пробег 669 км

Выехали рано утром, двигаемся на север, в сторону Мурманска, на п-ов Средний, п-ов Рыбачий, п-ов Немецкий. Погода великолепная. Прошли Переславль Залесский, заправили полный бак и все канистры (60 литров) дизеля, проехали Ростов, Ярославль, Вологду. В этих городах остановка не планировалась, поэтому они остались в стороне. Первая стоянка была запланирована в Ферапонтово. При повороте с трассы на Ферапонтово пошёл проливной дождь. Такой сильный, что ничего не было видно. Пришлось остановиться, переждать. Хорошо, что он продлился недолго. Стали искать место для ночлега. Нашли прекрасную полянку возле озера Бородаевское, прямо напротив монастыря. Дорога к прекрасной полянке шла через лес, проходима только для внедорожников или квадроциклов. Немного застряли, пришлось лебедиться. В целом проблем не возникло.

 

  • День 2 (02.08.2015) Ферапонтово – Андом гора. Общий пробег 972 км

Посетили Ферапонтов и Кирилло-Белозёрский монастыри. На мой взгляд, необоснованно дорогие билеты, но туристов всё равно очень много. Мы не стали покупать билеты, тем более, что в каждое здание монастыря отдельный билет, который стоит минимум 250 руб., ограничились просто прогулкой по монастырям.

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от  Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Фото №32. Ферапонтов монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания прп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

Фото №33. Кирилло-Белозерский монастырь

После Кириллова скорее поехали в Вытегру, чтобы успеть посетить подводную лодку Б-440. Очень интересный музей, правда, приехали туда уже тогда, когда экскурсовод уже ушёл домой.

Б-440 дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641. Открыта для посетителей вВытегре в качестве подводной лодки-музея.

Заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.

16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971—1972, 1973—1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи вСредиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.

В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа 1989 года на глубине 80 м Б-440 попала в тралнорвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.

В 1990—1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году перечислена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.

В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.

 

Лагерь же разбили в очень живописном месте, на берегу Онежского озера на Андом горе. Бескрайние просторы, песчаный берег, больше похоже на море, а где-то на противоположной стороне г.Петрозаводск. Палатки поставили прямо возле обрыва над Онегой.

Там же, нами был обнаружен вагон, приспособленный местными жителями, видимо для проживания при рыбалке.

Был прекрасный вечер, мы сидели возле обрыва, наслаждались красотами озера и заката.

Андом гора – памятник природы, входящий в состав охраняемого природного комплекса «Онежский», — уникальное для России геологическое обнажение девонских пород возрастом 370 млн. лет. Высота обнажения над уровнем озера 35-45 метров. Слои коренных пород смяты в антиклинальные складки, центральная складка разорвана со сдвигом вследствие воздействия ледника и тектонических процессов.

Андом гора является остаточным фрагментом существовавшей некогда обширной перемычки, разделявшей озеро Онежское на два водоема. Из рода в род передаются воспоминания о стоявшей на мысу крепости, которой суда платили дань «за проход». В 40-50-е годы XX века на мысу располагался сосновый бор «богатый на тетеревов».

Здесь можно обнаружить останки панцирных и кистеперых рыб – первых рыб на Земле. Встречаются окаменевшие беспозвоночные организмы, жившие в морских условиях.

  • День 3 (03.08.2015) Андом гора – Уросозеро. Общий пробег 1352 км

Далее по маршруту было посещение братской могилы бойцов, погибших в Великую Отечественную войну, недалеко от Повенца.

пгт Повенец, 9-й км шоссе Повенец — Пудож

В братской могиле захоронено около 4 тысяч воинов 32-й армии Карельского фронта, павших в боях с захватчиками в годы Великой Отечественной войны на медвежьегорском направлении. Захороненные воины погибли во время следующих этапов боевых действий:

1) отхода частей 37-й, 71-й и 313-й стрелковых дивизий под натиском превосходящих сил противника от Медвежьегорска к Беломорско-Балтийскому каналу в декабре 1941 г.;

2) боев за Повенец 71-й, 313-й дивизий и 1-й лыжной бригады в ходе Медвежьегорской наступательной операции 3—10 января 1942 г.;

3) позиционной обороны 71-й (до октября 1942 г.), 367-й (октябрь 1942-го — май 1943 гг.) и 313-й дивизий на рубеже южного склона Беломорско-Балтийского канала и р. Повенчанки с января 1942-го по июнь 1944 гг.;

4) освобождения Повенца 313-й дивизией и продвижением её частей к г. Медвежьегорску в ходе Свирско-Петрозаводской операции (21—23 июня 1944 г.).

Могила сооружена в период Великой Отечественной войны. В послевоенное время неоднократно производились новые захоронения. В 1959 г. на могиле установлен памятник — скульптурная группа, изображающая коленопреклонённого воина со знаменем в руках и женщину с ребёнком на руках, держащую венок. Памятник стоит на бетонном постаменте прямоугольной формы. К постаменту прикреплена мемориальная доска со словами: «Здесь на рубеже боевой славы похоронено 2776 воинов. Вечная память павшим за нашу Родину. Подвиг ваш бессмертен. Поколения никогда не забудут имена ваши. 1941—1945».

Далее проездом посетили Повенец.

Повенец (карел. Poventsa) — посёлок городского типа в Медвежьегорском районе Республики Карелия, административный центр Повенецкого городского поселения.

Расположен на берегу Повенецкого залива Онежского озера, при впадении в него реки Повенчанки, в 26 км к востоку от железнодорожной станции Медвежья Гора (на линии Санкт-Петербург — Мурманск).

Начальный пункт Беломорско-Балтийского канала (в районе посёлка находится «Повенчанская лестница» из семи шлюзов). Посёлок связан автомобильными дорогами с Медвежьегорском и Пудожем.

Проехав Повенец, посетили мемориальное захоронение Сандармох на месте расстрела заключённых в 1937 – 1938 гг. недалеко от г.Медвежьегорск. Жуткое место, которое оставляет очень удручающее впечатление.

Сандармох (реже Сандормох, кар. Sandarmoh) — лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12-ти км от Медвежьегорска по автодороге А119 «Вологда — Медвежьегорск», где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937—1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.

Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв сталинских репрессий. Преимущественно, это были спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года.

В самом городе Медвежьегорск очень хотелось найти и побродить по Узлу Кархумяки (остатки финской оборонительной линии). Мы его нашли. Это очень интересное место. Комплекс фортификационных сооружений выдолбленных в скалах финами в период 1942-1944 годов. Общая протяженность основного рубежа укреплений составляет 40 км.

Узел Кархумяки представляет собой систему круговой обороны, охватывающую группу высот к западу от Медвежьегорска. Главная линия обороны ориентировалась в сторону фронта и формировалась системой долговременных сооружений, в то время как тыловая решалась средствами исключительно полевой фортификации. По фронту весь комплекс занимал около 5,5 км, в глубину — от 0,5 км (на флангах) до 2 км в центре. Получалась фигура, отдаленно, напоминающая вытянутый ромб. Необходимость обороны с тыла, по-видимому, обуславливалась близостью Онежского озера и возможностью обхода оборонительной линии по льду в зимнее время.

Передний край обороны замка делится на две части. Южная часть переднего края проходит по окраинам города Медвежьегорска, таким образом, что сам город оказывается в предполье, в зоне обстрела самих огневых сооружений. Северный участок обороны замка располагается по линии реки Вички. Условным местом стыковки этих двух участков является безымянная высота, далеко выступающая вперед относительно общей линии переднего края. Эта гора является наиболее сильно укрепленным пунктом замка Кархумяки. Всего в составе главной (ориентированной на фронт) части замка насчитывается около 40 долговременных казематированных (в том числе и тоннельных) построек, одно легкое железобетонное укрытие для орудия и большое число полевых построек вырубленных в скале (траншей, укрытий и т. д.).

Большая часть отдельных сооружений в составе замка объединена в относительно небольшие группы. Сооружений, расположенных совершенно отдельно на позиции немного и все они отдалены от ближайшего соседа не более чем на 400 м. Всего в составе замка можно выделить шесть групп оборонительных построек, каждая из которых, дополненная полевыми сооружениями, вырубленными в скале, представляет собой целостный оборонительный ансамбль. В промежутках между ними располагается около полутора десятка долговременных сооружений.

 

Набродившись по Узлу Кархумяки, выдвинулись в сторону трассы Кола, держим путь в Мурманск. Нашей целью было двигаться в сторону Мурманска столько, сколько мы сможем, а далее искать место для лагеря. Заночевали на берегу Уросозера.

  • День 4 (04.08.2015) Уросозеро – г.Мурманск. Общий пробег 2116 км

Утром собираем лагерь и продолжаем путь в Мурманск. Традиционно остановились набрать воды в роднике у Чёрной речки и сфотографироваться возле стелы Полярный Круг. Теперь мы уже в Заполярье. Добраться до Мурманска по такой хорошей трассе не составило особых трудов. По пути бронируем номер в гостинице Мурманска, планируем принять душ и хорошенько отдохнуть. Впереди ещё самый трудный путь – это полуострова.

 

Добрались до Мурманска в 21:00, заселились в мини-отель «Три Зайца» (г.Мурманск, ул.Октябрьская, д.29). С виду ужасный жилой дом, на первом этаже которого, очень даже приятный мини-отель. Стоимость 4-х местного номера 1700 руб./сут., принимаются карты.

Видимо гостиница недавно открылась или был сделан ремонт, поэтому номера очень симпатичные, с новой мебелью и постельным бельём. Расположились в номере. Полярный день становится короче, поэтому ночи уже не такие светлые, как скажем, в июле, когда солнце практически не садится за горизонт и приходится спать с плотно зашторенными окнами. Сейчас в августе, ночи практически такие же, как в средней полосе, поэтому спится тоже практически как дома.

  • День 5 (05.08.2015) г.Мурманск – р.Большая Титовка. Общий пробег 2261 км

Мурманск. День начался с посещения знаковых мест: Ледокол Ленин, Алёша, памятник Коту Семёну.

Мурманск — город на северо-западе России, административный центр Мурманской области. Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда».

В первую нашу поездку в Мурманск, посетить Ледокол Ленин, к сожалению, не удалось. В этот раз мы непременно хотели туда попасть. Почитав в интернете, что лучше заранее забронировать туда экскурсию, мы были приятно удивлены, что ничего бронировать не надо, достаточно просто прийти в часы работы Ледокола и купить билет.

Экскурсия длится примерно 1 час, за это время вам расскажут об истории постройки Ледокола, проведут по помещениям, начиная от кают-компании до концертного зала. К сожалению, из соображений безопасности, на палубу экскурсии не водят.

«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.

Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева.

3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.

Выведен из состава флота в 1989 году, в настоящее время законсервирован, превращён в музей.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.

Изначально монумент предполагалось установить на площади Пять Углов, но затем выбрали сопку Зелёный Мыс, возвышающуюся над городом и Кольским заливом на 173 метра. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30-летию разгрома германских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. Инициатором сбора средств на сооружение памятника стал коллектив плавмастерской «Резец». Проект комплекса был разработан архитектором И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским.

Стоявший на рейде в Кольском заливе крейсер «Мурманск» салютовал 30 залпами в честь праздника и открытия мемориала.

9 мая 1975 года в мемориальном комплексе прошло торжественное перезахоронение останков Неизвестного солдата и был зажжён Вечный огонь, перенесённый к подножию Алёши от памятника 6-й Героической батарее.

В октябре 2004 года, к 60-й годовщине победы советских войск в Заполярье, мемориал дополнила аллея памятных плит городов-героев. Под ними были заложены капсулы с землёй из этих городов.

Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью: Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов №82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!

Чуть в стороне от монумента находятся два зенитных орудия. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман. Широкая центральная лестница ведет к трибуне для почётных гостей, присутствующих при проведении официальных церемоний. Завершает комплекс открытая в 2004 году аллея памятных плит городов-героев.

Далее, забрали пропуска в Пограничном Управлении ФСБ по Мурманской области для посещения Лиинахамари и п-ова Немецкий, пополнили запасы продовольствия, топлива и газа, и уже ближе к вечеру направились в сторону п-ова Рыбачий. По пути посетили Абрам мыс, затем водопад на р.Лавна, Долину Славы.

Долина Славы – это ещё одно удивительное место и вместе с тем скорбное. Это мемориал в память о бойцах, погибших при обороне Заполярья.

Долина Славы — долина на правом берегу реки Западная Лица в нижнем течении. На 74-75 км автодороги А138 Мурманск — Печенга (маршрут Е105 Киркенес —Ялта). Здесь шли ожесточённые бои на главном участке фронта в Мурманской операции 1941 года.

Немецкие войска к утру 2 июля 1941 года подошли к реке, а утром 6 июля, имея превосходство в живой силе и технике, форсировали её. Но им удалось вклиниться в расположение советских войск лишь на 2-3 километра, после чего последовала контратака 52-й стрелковой дивизии под командованием полковника Г. А. Вещезерского. Не удалась и попытка прорыва к Мурманску, начатая 8 сентября 1941 года. Итог боёв в Долине Славы — провал наступления немецких войск на Мурманск.

Мемориал защитникам Советского Заполярья. Ранее называлась Долина Смерти.

На мемориале установлены стелы с годами сражений 1941 – 1944, на обратной стороне высечены предсмертные записки бойцов, найденные на полях сражений. Установлена огромная стена, на которой мелким шрифтом написаны фамилии бойцов павших в боях за Родину.

Будете проезжать мимо, обязательно остановитесь и почтите память героев.

И вот, мы уже совсем рядом с полуостровами Средний и Рыбачий. Движемся от г.Мурманск по дороге, ведущей на Киркенес. Проехали пограничный КПП, на котором у нас проверили документы, свернули с трассы в сторону Рыбачьего. Асфальт закончился, поэтому скорость передвижения сильно снизилась. Расстояния проходятся небольшие, но времени на это тратится очень много. Долго ехали вдоль р.Большая Титовка,  рассчитывали на то, что сегодня мы проедем через перевал и заночуем где-нибудь на полуострове Средний, но поняли, что это нам не удастся, уже довольно поздно, заночевали на берегу р.Большая Титовка, недалеко от Новой Титовки.

  • День 6 (06.08.2015) р.Большая Титовка – п-ов Средний (Батарея Поночевного). Общий пробег 2302 км

Проснувшись утром и свернув наш лагерь, мы двинулись дальше. Вот проехали реку, преодолели перевал, въехали на полуостров Средний. Главной целью сегодняшнего дня было посещение музея «Обороны полуостровов Средний и Рыбачий». По пути к музею останавливались у памятников, которых там огромное количество и все аккуратные и ухоженные. На этом этапе пути мы преодолели первый наш брод. Сначала проверили глубину ногами, а затем увидели машину, ребята из которой подсказали нам как лучше проехать, а затем и показали. Прибыли в музей на Муста Тунтури около 16 часов.

Мустатунтури (Муста ‑ Тунтури, от фин. «муста» — чёрный, мрачный; «тунтури» — безлесная гора) — горный хребет, который отделяет полуостров Средний от материка.

Хребет Мустатунтури пролегает по континентальной части перешейка между материком и полуостровом Средним с запада на восток. Длина хребта — 9 км, абсолютная высота находится около губы Малая Волоковая — 262 м. Затем понижается до 93 м. Сопки — пологие в сторону материка. В сторону полуострова Среднего в основном — обрывистые склоны и утёсы с крутыми уступами. С северной стороны полуострова Рыбачьего, около моря, хребет резко обрывается.

Хребет Мустатунтури состоит в основном из гранита.

Хребет Мустатунтури являлся самым северным участком фронта в Великую Отечественную войну. Хребет Мустатунтури единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу СССР

При штурме хребта Мустатунтури четверо воинов повторили подвиг Александра Матросова: Алексей Клепач, Леонид Мустейкис, Пётр Бобрецов и Александр Данильченко.

Во время Петсамо-Киркенесской операции 10 октября 1944 года соединения Северного флота (12‑я и 63‑я бригады морской пехоты) прорвали оборону немцев именно здесь. У подножия Малой сопки находится братское кладбище погибших.

Походили на перевале, посмотрели укрепления русских бойцов и немецко-финские укрепления горных егерей. Всюду на земле, до сих пор, следы тех лет, тех ожесточённых боёв. Вся земля усыпана железом. Гильзы, осколки гранат, колючая проволока и т.д. Везде огневые точки, вернее то, что от них осталось. Можно себе представить, как ожесточённо тут бились.

Далее, когда спустились с хребта, в помещении музея послушали интереснейший рассказ основателем и смотрителем музея Ю.А. Кобяковым о боях, которые тут проходили. Музей обязательно необходимо посетить, чтобы знать всю правду о войне, о героях, которые защищали нашу Родину, почтить память погибших.

Уезжали из музея уже далеко за 19 часов, снова приняли решение ехать, пока едется.

Решили остановиться и разбить лагерь на ночлег недалеко от Батареи Поночевного.

  • День 7 (07.08.2015) п-ов Средний (Батарея Поночевного) – мыс Кекурский. Общий пробег 2377 км

На следующий день мы посетили Батарею Поночевного, а потом в планах было посещение скал Два Брата. Оказалось, что до Батареи Поночевного мы не доехали всего несколько километров.

Сегодня и весь предыдущий день стоял плотный туман, видимость была всего несколько метров, пробирались наощупь.

 

Батарея Поночевного – На западном побережье полуострова Средний до марта 1943 года располагалась Краснознамённая береговая батарея №221. Батарея входила в 113-й артиллерийский дивизион береговой обороны. Батарей командовал старший лейтенант Федор Мефодиевич Поночёвный (до осени 1942 года). После Поночёвного батарей командовал лейтенант Соболевский.

На вооружении батареи были 3 130-мм орудия системы Виккерса, произведенные в начале 20-го века на Обуховском заводе.

Основная боевая задача батареи во время Войны — блокирование немецкого порта Петсамо. До осени 1942 года 221-ая батарея выполняла эту задачу практически в одиночку. Всего, за Войну, 221-ая батарея потопила 38 вражеских кораблей и повредила более 50.

В настоящий момент от батареи остались только осыпавшиеся орудийные дворики на склоне долины.

Чуть ниже, почти на берегу, можно найти позиции батареи 76-мм пушек ЗИС-3, которые работали вместе с 221-й батареей (их задачей было уничтожение катеров-дымозавесчиков на входе в Лиинахамари).

В марте 1943 года 221-я батарея была перенесена вглубь полуострова Средний, а на этом месте установили ложную батарею.

Осмотрев Батарею двинулись дальше. Кругом туман, ничего не видно, двигаемся по приборам. Следующей точкой должны быть скалы Два Брата. В начале свернули не туда и упёрлись в шлагбаум и таблички «Проезд и проход запрещены», оказалось, что это военный гарнизон. Вернулись на дорогу и в этот разу же без проблем добрались до Двух Братьев.

Два Брата, два гигантских останца. Дальнейший текст из книги «Печенга, опыт краеведческой энциклопедии», просветительский центр «Доброхот», стр.147-150, «У подножия скалы-пахты, на небольшом от нее отдалении, на промежутке между нею и морским берегом стоят окаменевшие нойды (нойта, нойда — у саамов — колдун, чародей, волшебник; колдунья) нойта-Укко и нойта-Акка. Здесь их два: нойта Киипери-Укко и нойта Киипери-Акка. Место обитания могущественных чародеев Киипери — в сланцевых, шиферных кручах горы Пумманки (Земляная). Они стоят тут, на кромке крутого берега, рядом друг возле друга, окаменевшие, согласно одному из преданий, в наказание за свои злодеяния, за причиненное ими зло. Тридцатиметровые каменные изваяния, напоминающие готовящихся к взлету птиц, с вытянутыми шеями и тревожно повернутыми в сторону моря головами. Море и ветер как искусные скульпторы изваяли из прибрежных каменных плит фантастические фигуры, напоминающие образы песца, ящерицы, птиц и других животных. Воображение каждому подскажет свои образы. А море и ветер продолжают свое творческое сотрудничество…

Сохранилось предание, рассказывающее о нойдах Киипери-Укко и Акка. Wallenius К. М. (Валлениус К. М.): «10 тысяч лет тому назад в этих краях властвовали могучие исполины — нойды. И было между ними постоянное соперничество. Самым могущественным из всех был нойд из Петсамо по имени Кие-витса (Kievitsa). Но на противоположной стороне морского побережья обитал его жестокий и коварный соперник по имени Киипери (Kiiperi — сварливый, любитель ссор; собиратель дани; взимающий жертвоприношения). Оба нойда соперничали между собой в славе и колдовстве, в умении творить чудеса. Соперничество продолжалось до тех пор, пока решающее сражение не стало неизбежным. Нойд Киипери решил посрамить нойда Киевитса в глазах всего мира неслыханным способом. Пение-заклинание у саамов имело в те времена магическую силу и требовало большого умения и искусства.

Нойд Киипери встал, широко расставив ноги, возвышаясь над мысом; пением-заклинанием Киипери отделил часть его от Растиматунтури, которая прежде была на том самом месте, где сейчас находится бухта Киипери. Вскоре земля содрогнулась, задрожала и с грохотом стала раскачиваться; грянул гром. Повсюду на поверхность воды всплыла оглушенная рыба, от белых животов которой море стало серебристым. Затем покачнулась поверхность земли, и часть суровой тундры, медленно оторвавшись, мрачной тучей поднялась высоко в небо.

Тогда нойд Киипери, вскрикнув, прыгнул в свою лодку, которая была такой же длины, как голодный год, и борта которой были также бесконечны, как облачный пасмурный день. С каждым гребком вёсел лодка продвигалась на версту вперед. А высоко в небе, следуя за лодкой, плыла темно — синяя Растиматунтури.

В этот тихий безоблачный день нойда Петсамо Киевитса сидел на горе Сиебруоайви, опустив одну ногу в устье залива Петсамо, а другую — на мысок Нурменсятти. Он тоже пел, пел и смеялся, играя кольцами своих волос огромными пальцами толщиной со ствол сосны. И при полном штиле на море везде были видны киты, большие синие и малые белые. Они приплыли из разных мест, но все направлялись в сторону залива Петсамо. Киевитса пел именно для китов: зазывал их в самое основание залива, туда, где оно было в те далекие времена (сейчас здесь находится Генеральская сопка, гора Спасительная). Там во время морского отлива обнажались песчаные отмели, и можно было добыть китов, чтобы в долгие зимние дни лакомиться и поддерживать силы их жиром. Но вскоре внимание Киевитсы обратилось к плывущей с северо-запада темно-синей грозовой туче.

Киевитса смотрел, смотрел, смотрел… Он разглядел надвигающиеся оттуда горы, а под их темно-синей громадой увидел гигантскую лодку: нойд Киипери намеревался перекрыть, «заткнуть» горой-тундрой устье залива Петсамо. Взглянул Киевитса на море: киты исчезли. Взглянул на небо: туча нависла злобно и угрожающе. Заглянул под тучу: нойд Киипери стоял там в своей лодке, пел во все горло и, ликуя, размахивал руками, подобными огромным лопатам.

Тогда и нойд Киевитса начал петь. Он приподнялся повыше, крепко опираясь своей правой ногой в самое глубокое место залива и опершись локтем на согнутую в колене левую ногу. Песня его росла, ширилась, крепла. Воздух дрожал, и туча разрывалась, земля содрогалась, горы склоняли свои вершины, а море вспучилось, заклокотало, покрылось бурунами. Деревья скрутились, покоробились, съежившись, приникли к земле под натиском вызванной заклинаниями бури.

Движение зловещей тучи по небу приостановилось, она замерла на месте, трепеща и содрогаясь. Нойд Киипери пел заклинания в своей лодке на море, а нойд Киевитса — на горе Сиебруоайви. Природа замерла перед стихией единоборства: рыбы скрылись от опасности в расщелинах скал, растения пригнулись к земле. Послышался оглушительный грохот, удар, все всколыхнулось и содрогнулось. Гора-туча обрушилась с неба в море. Водяным столбом вздыбилась ввысь вся морская вода между полуостровом Варангер и темными, прямыми, как стены отвесными кручами Пумманки — мыса Земляного.

Нойд Киевитса из Петсамо одержал победу. Свершившееся стало очевидным, но штормовое море еще бросало на прибрежные скалы неистовые волны, достигавшие горных вершин. В пенном водовороте воды появилась новая земля: гора-тундра при падении с неба раскололась на две части. Так «родились» Айновы острова. Нойд Киевитса смеялся громовым смехом, глядя, как нойд Киипери прибивается в своей лодке к берегу мыса Пумманки, в крутых пахтах которого находят свой приют бакланы. И нойд Киевитса, лучший из певцов-заклинателей, заколдовал нойда Киипери и его суженую, превратив их в каменные изваяния на мысе Пумманки, где они до сих пор стоят рядом друг возле друга у всех на виду».

(Petsamo…Helsinki.1994. – S.162,163)

Удивительной красоты место. Больше всего поразило то, что вокруг стоит полнейшая тишина, нет ни одного звука. Наверное, это очень не привычно для городского человека.

От Двух Братьев мы поехали через Большое Озерко на п-ов Рыбачий. Нам нужно было добраться до мыса Немецкий, а заночевать планировали возле мыса Кекурский.

Мыс Немецкий — мыс на полуострове Рыбачий в Печенгском районе Мурманской области. Самая северная континентальная точка Европейской части России.

Древнее название — мыс Кегор. Здесь в XVI веке существовал оживленный торг, через который шла торговля Русского государства с Западной Европой. Сейчас здесь находится метеостанция и маяк. Однако существовало и такое название — мыс Кегот (ныне Кекурский, который расположен на северной оконечности Рыбачьего полуострова). Мыс Немецкий отличается причудливыми островершинными черными утесами. Такие столбообразные скалы поморы называли кекурами. А кегорами у поморов именовались оленьи пастбища.

Близ мыса расположен посёлок Вайда-Губа, в котором расположен маяк. В 30 км на юго-запад находится одноимённый полуостров — Немецкий.

Сделали, как и планировали, недалеко от Кекурского остановились на ночлег.

 

  • День 8 (08.08.2015) Мыс Кекурский – Хребет Муста Тунтури. Общий пробег 2450 км

В этот день погода, наконец, наладилась, выглянуло солнце, и краски заиграли совершенно по-другому. С мыса Кекурский поехали по удивительной красоты местам.  Озёра, сопки, море грибов и ягод. Доехали до мыса Скорбеевский, на котором расположен бывший военный гарнизон.

В Скорбеевке впечатления обратно противоположные. Удручает, угнетает, пугает и т.д. Зрелище, конечно жутковатое. Заброшенный гарнизон, в котором относительно недавно кипела жизнь. Всё заброшено, разбросано, загажено и разграблено.

На фоне многолетнего забвения и пустоты, показалось странным и необъяснимым пепелище, которое ещё дымилось в момент нашего появления. Зачем и кому это было нужно?…

Посмотрев на всю эту картину, мы поехали дальше, полюбоваться северными оленями и водопадами возле Губы Скарбеевской.

Нашим конечным пунктом в этот день был Цып-Наволок, но оценив дорогу по рассказам, встреченного нами экипажа и отсутствием свободного времени решили свернуть на Большое Озерко и двигаясь дальше попасть на старую Немецкую дорогу, найти там подходящее место для ночлега. В итоге уехали не туда и заночевали в районе Муста Тунтури, в лагере любезно приютившей нас Администрации Мурманской области.

  • День 9 (09.08.2015) Хребет Муста Тунтури – Мурманск. Общий пробег 2658 км

Рано проснувшись, поблагодарили гостеприимных хозяев и выдвинулись в сторону старой Немецкой дороги, которую немцы построили за 3 года (с 1942 по 1944) для снабжения своих войск на Муста Тунтури. Дорога соединяет п-ов Средний с г.Печенга. Особенность дороги в том, что по прошествии 70 лет, дорога имеет вполне сносное состояние не смотря на то, что с тех пор не ремонтировалась.

Дорога понравилась. К сожалению, густой туман не позволил насладиться всей красотой, которая могла открываться, но даже в тумане природа потрясающая. На дороге нам пришлось преодолевать и броды, и полуразрушенный мост, и каменные завалы. В целом дорога интересная и природа завораживает. Буквально в самом конце (оставалась пара километров до Печенги) перед нами предстал брод, который нельзя было взять с ходу из-за глубины, пришлось ждать несколько часов, чтобы вода отступила.

 

При планировании маршрутов необходимо учитывать приливы и отливы, лучше заранее посмотреть расписание, чтобы не терять время на ожидание. Когда же преодолеваете брод, то вы въезжаете на военный полигон, заранее стоит узнать, не проходят ли в намеченное время преодоления брода стрельбы на полигоне, иначе придётся ждать их окончание, вас просто не пропустят. Другой дороги просто нет, а объезд займёт очень много времени.

Преодолев брод, и взвесив все «за» и «против» решили поехать в Мурманск и остановиться в том же мини-отеле «Три Зайца», о котором я писал ранее. В планах были Лиинахамари и п-ов Немецкий, которые сегодня оказались непокорёнными.

  • День 10 (10.08.2015) Мурманск – п-ов Немецкий. Общий пробег 2858 км

Этим утром мы снова из Мурманска мчим в сторону Печенги, далее перед нами предстал пограничный пост в Лиинахамари. Показываем пропуска в погранзону.

Для того чтобы попасть в приграничную зону, необходимо заблаговременно получить пропуск в Пограничном Управлении ФСБ России по Мурманской области. Необходимо заполнить анкету на каждого туриста и отправить по e-mail. Срок изготовления пропусков 30 дней. Забрать готовые пропуска можно по адресу, 183038, Мурманская область, г. Мурманск, Северный проезд, д. 5

В Лиинахамари дорога ведёт к порту, и уже в порту уходит вверх на сопки. Город в печальном состоянии, много чего разрушено и заброшено. Есть даже многоэтажные дома, но в основном заброшены, окна заколочены. Доехали до порта, начали забираться вверх по дороге, ведущей к п-ову Немецкий.

Чтобы попасть на полуостров нужно преодолеть вот такой брод:

Местные жители говорят, что слева глубина 4 метра.

Преодолели брод по озеру, двинулись дальше. Природа, просто закачаешься. Озёра с удивительно красивой синей водной гладью как зеркало, сопки покрытые мхом, кругом журчат водопады и ручьи. Мы уже видели бухту возле полуострова и оставалось совсем не далеко, всего-то, каких-то 2 километра, перед нами возник крутой спуск вниз, по которому стекают ручьи.

Оценив ситуацию и рельеф, мы поняли, что обратно по этому склону мы не заберёмся, в чём, как оказалось позже, мы сильно ошибались. В тот момент мы просто развернулись и расстроенные поехали обратно. У брода на озере мы встретились с двумя экипажами, познакомились. Ребята позвали с собой, сказали, что все вместе прорвёмся по склону вниз и заберёмся потом без проблем на обратном пути. И это решение действительно того стоило, чтобы согласиться и поехать. Добравшись до бухты, взору открылись нереальной красоты виды, такого я никогда не видел. Море, белый песок, горы, горный ручей.

Как оказалось, там уже живут туристы и отдыхают. Далее были 100 гр за знакомство, баня, купание в Баренцевом море, крабы.

  • День 11 (11.08.2015) п-ов Немецкий – Териберка. Общий пробег 3151 км

Катером нас забросили на п-ов Немецкий. На п-ове остатки немецкой батареи, пещеры, ДОТы и разные укреп сооружения. Очень интересно.

 

Обратно возвращались пешком через перевал. Всюду следы войны, различные укреплённые сооружения, колючая проволока.

Немного передохнув после нашего пешего перехода через перевал обратно в лагерь, выдвинулись в обратный путь к Лиинахамари по маршруту. По сути, началась дорога домой. Забрались на горку с водопадом без проблем, преодолели брод на озере. По пути в Лиинахамари осмотрели несколько непонятных немецких сооружений.

Поискав позже в интернете, нашёл информацию о том, что Немцы строили береговую батарею.

Попрощались с ребятами, нашими попутчиками, мы поехали ночевать в Териберку к водопаду. Приехали в Териберку поздно ночью, разбили лагерь возле озера и сразу завалились спать.

  • День 12 (12.08.2015) Териберка – Пальвозеро. Общий пробег 4124 км

Териберка — село в Кольском районе Мурманской области. Центр одноимённого сельского поселения. Расположено на Мурманском берегу Кольского полуострова в устье одноимённой реки, при впадении её в губу Териберскую Баренцева моря.

Название село получило по одноимённой реке Териберке, название которой в свою очередь, по одной из версий, восходит к устаревшему названию Кольского полуострова — Терь.

Териберка находится на Кольском полуострове непосредственно на берегу Баренцева моря, в зоне тундры. Климат субарктический, зима сравнительно тёплая, но ветреная, лето недолгое и обычно прохладное. Полярная ночь в селе длится в течение 43 суток (с 1 декабря по 12 января).

Утром, после сборов нашего лагеря, пошли искать береговую батарею Териберки. Сделав небольшой крюк вокруг сопки, наконец, выбрались к батарее.

Батарея береговой обороны №199 отдельного артиллерийского дивизиона — Она существовала с 1930-х по 50-е годы. Батарея защищала побережье Кольского полуострова, прикрывала судоходство и рыбаков, выходящих на прибрежный лов. Ей приходилось вступать в бой с немецкими кораблями и подводными лодками. Здесь и до наших дней отлично сохранились четыре 100 мм орудия Б-24БМ – корабельные орудия, которые изначально предназначались для установки на подводные лодки.

Все годы Великой Отечественной войны эти орудия защищали наши земли.

Вид печальный.

На этом месте сражались наши Герои в годы войны. На орудиях какие-то молодцы оставили свои автографы. Ну, нет ничего святого у этих людей, что ими движет – не понятно. Особенно отличился CF-MOTO.RU. Особый привет вам ребятки.

Время неумолимо бежит вперёд и нам пора двигаться дальше. Выезжаем из Териберки и берём курс на Пальвозеро, что под Медвежьегорском. Совершили большой перегон в 800 с лишним км до Пальвозера, там и заночевали уже к утру, под звуки проливного дождя.

  • День 13 (13.08.2015) Пальвозеро. Общий пробег 4124 км

На Пальвозере решили устроить себе единственную дневку и никуда не ехать. Тем более, что погода была просто великолепной. Конечно, было не жарко, но солнце подарило нам прекрасный день. Мы просто отдыхали и наслаждались видами озера.

  • День 14 (14.08.2015) Пальвозеро – Санкт Петербург. Общий пробег 4687 км

К сожалению, время нашего путешествия неумолимо заканчивается. Было задумано ещё много интересных мест для посещений, но мы успеваем лишь посмотреть вулкан Гирвас и водопад Кивач, затем планируем добраться до Санкт Петербурга и далее путь домой.

Гирвас совсем рядом с нами. Заезжаем в парк Гирвас и осматриваем причудливой формы ландшафт.

Вулкан Гирвас — в окрестностях поселка Гирвас находится одноименный древний вулкан, возраст которого оценивается в более чем 3 млрд. лет. Активный в далеком прошлом природный источник магмы сегодня является важным геологическим памятником федерального значения. Через вулкан проходит множество туристических маршрутов, а для большинства геологических экспедиций исследование этого природного объекта является обязательным пунктом в программе исследования Карелии.

Вулкан Гирвас совсем не похож на тот объект, который представляет себе большинство людей при упоминании слова «вулкан». Вулкан проявлял активность примерно миллиард лет (с перерывами в 900 млн. лет), после чего потух и находится в этом состоянии уже около двух миллиардов лет. Потухший вулкан стал активно разрушаться под воздействием различных факторов. За миллионы лет природные силы уничтожили не только кратер Гирваса, но и практически все следы его деятельности. Только в осушенном ныне русле реки Суна можно отыскать окаменевшие потоки лавы, которые были обнаружены во время строительства Пальеозерской ГЭС.

Большинство вулканологов считает, что Гирвасский вулкан был одним из самых мощных вулканов древнего лавового плато в пределах одноименной вулканической зоны. В текстуре вулкана помимо обычных столбчатых и шаровых фрагментов также находится множество так называемых «вулканических бомб», представляющих собой шары из лавы, внутри которых находятся газовые пустоты.

С берега реки можно рассмотреть лавовый язык, длина которого составляет 1,5 метра. В целом Гирвас окружает множество слоев лавы, общая толщина которых по различным оценкам достигает нескольких сотен метров. Согласно данным исследований площадь лавового поля вулкана составляет около 1 тыс. км². Лавовые излияния в период активности вулкана были спокойными, но в то же время сделали вулканическую постройку необыкновенно сложной.

Посетители этого уникального геологического памятника могут ознакомиться со строением вулканического аппарата, доступными частями которого являются жерло, побочный склон и трубка взрыва. Жерло вулкана вытянуто на северо-восток, а его длина оставляет около 50 метров.

Палеовулкан Гирвас не только необычная, но и красивая достопримечательность республики Карелия. Этот по-настоящему древний памятник со всех сторон окружают густые хвойные леса, а в некоторых местах можно обнаружить внушительные песчаные отложения, которые образовались во время последнего ледникового периода. С момента обнаружения вулкана прошло уже несколько десятков лет, однако интерес исследователей и туристов к этому природному объекту только возрастает. Помимо вулкана популярностью у путешественников пользуется также находящийся неподалеку водопад Гирвас. Несмотря на то, что питавшая водопад водой река Суна пересохла, он и сегодня поражает своим величием и красотой. Быть может этот вулкан вновь когда-то перейдет в активную фазу, ведь ученые пока не в силах однозначно предсказывать поведение природных сил. Посетить эти уникальные места рекомендуется абсолютно всем туристам, путь которых будет пролегать неподалеку от поселка Гирвас. (Материал взят с www.karelian.ru).

 

Водопад Кивач (карел. Kivačču, фин. Kivatsu) — водопад на реке Суна в Республике Карелия.

Высота общего падения водопада 10,7 м на участке протяжённостью 170 м. Высота отвесного падения — 8 м. Уступ водопада образован выходами диабаза.

Водопад разделён скалой на два потока: главный (правый) и второстепенный (левый). Главный поток низвергается по четырём уступам, второстепенный разбит на несколько струй, направленных под прямым углом к главному потоку.

Водопад Кивач — четвёртый по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского, водопада Большой Янискенгас и водопада Куми на реке Войница).

Водопад является экскурсионным объектом в пределах заповедника «Кивач», площадь которого более 10 тысяч га. У водопада располагаются Музей природы и дендрарий

Впервые упоминается в Писцовых книгах в 1566 году.

По одной из легенд о возникновении водопада, две реки-сестры Суна и Шуя, не желая расставаться друг с другом, протекали рядом. Но в один момент Суна уступила сестре своё удобное русло и прилегла отдохнуть. После пробуждения, она с удивлением увидела, что Шуя утекла очень далеко, и пустилась вдогонку, снося всё на своем пути. В месте, где Суна пробила скалы, возник водопад Кивач.

В 1837 году был сооружён крупный отдельный бревноспуск для предотвращения разлома брёвен при сплаве. Кроме того, часть вод была отведена при строительстве Сунского каскада ГЭС (наиболее крупные станции каскада — Кондопожская ГЭС и Пальеозерская ГЭС). Это изменило гидрографическую сеть и снизило природную мощность водопада (до 66 м³/с).

 

После посещения водопада Кивач направляемся прямо в Санкт Петербург. По пути бронируем номер в гостинице. По приезду заселяемся в отвратительный, как потом оказалось, мини-отель.

  • День 15 (15.08.2015) Санкт Петербург – Москва. Общий пробег 5627 км

Времени совсем не осталось. Немного погуляв по центру Санкт Петербурга, по Дворцовой площади, по стрелке Васильевского острова, вынуждены трогаться в путь.

Выезжаем из города и держим путь домой.

В 04:00 16.08.2015 мы вернулись домой.

В тексте использованы материалы с http://ru.wikipedia.org/ и http://www.geocaching.su/

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:

Путешествие по данному маршруту – предполагает тщательной подготовки маршрута, а также мест стоянок в палаточных лагерях.

Желательно наличие опыта дальних путешествий и экспедиций.

Маршрут включает в себя длинные перегоны, но можно его спланировать таким образом, чтобы их избежать. В этом случае сократится количество интересных мест, которые можно посетить за 14 – 15 дней.

Особое внимание необходимо уделить подготовке автомобиля, требуется собрать запчасти, инструменты и расходные материалы на случай поломки транспортного средства, сделать запасы топлива.

Необходимо распланировать рацион питания и пополнить запасы продуктов. Желательно, чтобы автономность группы была рассчитана на весь срок путешествия. Это связано с тем, что на полуостровах нет населённых пунктов.

Если планируется посещение приграничной зоны, необходимо заблаговременно позаботиться о получении пропусков на всех участников маршрута.

Данный маршрут подходит для любителей путешествий по Русскому Северу, любителям его красот, имеющих опыт автопутешествий, с посещением интересных исторических и природных мест.

Отчёт с фотографиями в .pdf формате

Фотоальбом

Источник: http://automototurizm.ru/?p=1182

Автор: Юрий Тупикин

Оставить ответ